Фурор деятельности менеджера и предпринимателя почти во всем зависит от познания ими персонально-психических особенностей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели - все это далеко не праздные вопросцы в работе бизнесмена. Для того, чтоб отдать правильную оценку психическим способностям партнеров и своим своим силам и умениям, нужно иметь хотя бы общие представления о сути и структуре личности.
Популярно, что применительно к понятию "человек" употребляются различные определения и определения" человек, индивидум, личность, индивид, особенность. Из всех этих слов "человек" - самое общее. Оно обозначает вид в биологической систематизации и потому представляет собой по достоинству биосоциальную категорию. Биологически можно выделить категориальные пары "вид" - "индивидум", при этом за звериным индивидумом закрепилось заглавие "особь", а за человеком - "индивид" либо "индивидум". Человечий индивидум - представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивидум рассматривается с точки прения его природной компании Человек рождается индивидумом, а личностью становится в процессе социализации. Личность - социализированный индивидум. Это социальное качество человека и суть его не в уникальности как индивида, как раз в обратном - в социальности, сближающей его с схожими ему индивидумами такого же рода. Оно зависит от среды, в какой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. От бессчетных фактически социальных черт свиты. Человек как личность рассматривается с точки зрения выполняемых им в обществе функций, ролей и места, занимаемого в публичной структуре. Потому категория, парная понятию "личность", - это "общество". Для обозначения неповторимости, оригинальности людской личности употребляется понятие "особенность". Но некие ученые считают, что сиим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует осознавать высший уровень развития личности, которого добиваются не все люди. Личность - предмет исследования почти всех наук. Трудность выделения социально-психического нюанса личной проблематики заключается в том, что он в равной мере соприкасается с социологическими подходами к рассматриваемой личности и общепсихологическими исследовательскими работами ее как целостности психических параметров и действий. Социология изучает личность со стороны ее де индивидуализированных параметров в качестве определенного общественного типа. Социолога интересует то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особое, что различает ее от остальных членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере обратно общепсихологическому. В различие от социологии, общая психология изучает в личности сначала и приемущественно - ее личное начало, внутреннюю природу, обусловленную социальными критериями, которые сами по для себя предметом исследования тут не являются. При исследовании личности в социальной психологии упор делается на непосредственно-исторические индивидуальности психических параметров и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-определенных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область познаний, производит синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности. Этот процесс - социализация, которая начинается с первых минут жизни человека. Ежели человек исключен из системы социальных связей, он так и остается на уровне звериного существования, Примером тому могут быть малыши, с рождения лишенные людского общения. Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, итог усвоения и активного воспроизводства индивидумом общественного опыта. Она сможет протекать как в критериях воспитания, т.е. Целенаправленного формирования личности, так и в критериях стихийных действий на развивающуюся личность различных, время от времени обратно направленных причин публичной жизни. Выделяют три сферы, каких происходит становление человека как личности. Это - деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит расширение ее "сборника", т.е. Освоение человеком все новейших видов деятельности, выявление и освоение более значимых качеств деятельности, их личностный выбор и на базе этого выбора - подчинение всех других видов деятельности этому основному, сосредоточение внимания на нем. В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются разные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление вида "Я" под воздействием включения человека в различные социальные группы. При рассмотрении трудности становления личности мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, "есть растущая по масштабам и уровням интеграция - образование больших "блоков", систем либо структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как более общая структура личности,..С иной стороны, развитие личности есть и все растущая дифференциация ее психофизиологических функций, действий, состояний и личных параметров соразмерная прогрессирующей интеграции". Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Огромное воздействие на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи-, стяковой. Для теоретического анализа психических заморочек профессионального развития личности особенный энтузиазм представляют работы забугорных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда, На базе исследования работ данных исследователей были определены последующие концептуальные положения: 1. профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность; 2. ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности; 3. процесс-профессионального становления личности персонально своеобразен, неподражаем, но в нем можно выделить высококачественные индивидуальности и закономерности; 4. профессиональная жизнь дозволяет человеку воплотить себя, предоставляет личности способности для самоактуализации; 5. персональная линия движения профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, также иррациональными влечениями человека; 6. познание психических особенностей профессионального развития дозволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Методологической основой проектирования концепции стали принципы системного, лично - деятельностного, событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности. Главными понятиями концепции являются "личность", "профессиональная деятельность", "профессиональное становление личности", "профессия" и "профессиональное самоопределение". Разглядим трактовку этих понятий. В психологии есть различные определения личности. В гуманистических психических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Психологи биогенетической ориентации разглядывают личность как индивидума, владеющего определенными антропогенетическим и качествами (задатками, характером, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими качествами мозга и др.), которые проходят разные стадии созревания по мере реализации филогенетической программки вида в онтогенезе. Представители социогенетической ориентации трактуют личность через призму социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирования общественного и государственного нрава. Ученые персоногенетической ориентации анализируют личность в процессе ее самореализации, личного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Огромное значение придается активности личности, ее творческой направленности, особенности. Мы под личностью будем осознавать индивидума как субъекта социальных отношений и активной деятельности, наделенного качествами, свойствами, возможностями, позволяющими воплотить себя. Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем осознавать становление как процесс прогрессивного изменения личности под воздействием социальных действий, профессиональной деятельности и своей активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление неотклонимо подразумевает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и действительность ее ублажения, также потребность в профессиональном самосохранении. Движение личности в месте и времени профессионального труда получило заглавие профессионального становления субъекта деятельности. Таковым видом, профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.
Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности неминуемо приводит к выделению в безпрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком 1-го типа деятельности - профессиональной. Перевоплощение профессиональной деятельности в ведомую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает огромную часть жизни человека. Линия движения судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психологическое здоровье почти во всем определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность - это социально важная деятельность, выполнение которой просит особых познаний, умений и способностей, также мастерски обусловленных свойств личности. Зависимо от содержания труда (предмета, цели, средств, методов и критерий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии. Профессия - социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда нужные средства для существования и развития. Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как спеца и специалиста. Спец - это мастерски компетентный работник, владеющий необходимыми для высококачественного и производительного выполнения труда познаниями, умениями, свойствами, опытом и личным стилем деятельности. Специалист - работник, владеющий кроме познаний, умений, свойств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласование мастерски-психических способностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, также нахождение смысла выполняемой деятельности в определенной социально-финансовой ситуации, Е.А.Климов, анализируя понятие "профессиональное самоопределение", подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а повсевременно чередующиеся выборы. Более животрепещущим выбор профессии становится в отрочестве и преждевременной молодости, да и в следующие годы возникает проблема ревизии и корректировки профессиональной жизни человека'. Профессиональное становление личности обогащает психику, заполняет жизнедеятельность человека особенным смыслом, присваивает профессиональной биографии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровождается деструктивными переменами: кризисами, стагнацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный нрав. Профессиональное становление неотклонимо сопровождается случайностями, неожиданными обстоятельствами, которые время от времени катигорично меняют линию движения профессиональной жизни человека. В текущее время развитие российской психологии переживает новейший шаг, в каком тесновато переплетаются практические и теоретические трудности. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра неких методологических основ, отказу от догматической ориентации на диалектический материализм во вред остальным философским школам. Вточности такая же как и в глобальный науке, не оправдались стопроцентно надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие российские научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько измененном виде. С необходимостью встал вопросец о развитии изучений таковых заморочек, как психология личности, ее социализация и формирование социальной и личной идентичности, что привело к расцвету социальной а этнической психологии. Конкретно эти направления в основном, ежели когнитивная психология, испытали давление со стороны официальной идеологии, потому современная ситуация, вольное общение с забугорными сотрудниками и знакомство с новенькими направлениями (сначала, с гуманистической психологией и французской школой социальной психологии) интенсифицировали исследования русских ученых. Суровые трудности в реальный момент стоят перед российской практической психологией, при этом эти трудности почти во всем напоминают вопросцы, которые вставали перед русской наукой в 20-е годы XX в. Сначала, это вопросцы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутствие обученных кадров и малый уровень психической грамотности приводят к тому, что внедрение тестов нередко не беспристрастно, а психотерапия не дает удовлетворительных результатов. В то же время растущая потребность в грамотной психической помощи стимулировала развитие мед психологии, которая за крайние годы достигнула значимых фурроров. Таковым видом, перед российской психологией стоят принципиальные задачки, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая научные традиции и заслуги русских научных школ, обогащенных опытом глобальный психической науки. Состояние российской психологии, которое мы попробовали отразить в этой главе, обосновывает, что ее возможные способности громадны.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ"